08.06.2016

Никита Бабкин: Приблизить Дальний

Никита Бабкин

Никита Бабкин,
генеральный директор бюро «Стратегические коммуникации»,
член Комитета РАСО по политтехнологиям


Россия нуждается в обновлении бренда своего самого перспективного региона

Несмотря на общемировые кризисные тенденции, Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает оставаться лидером глобальных экономических процессов. В новых условиях, когда не только экономические, но и политические обстоятельства заставляют Россию разворачиваться в этом направлении, она начинает менять свою стратегию в отношении Дальнего Востока, активизируя программы его развития.

Требуется доктрина

Между тем регион по-прежнему рассматривается многими экспертами и специалистами в локальном контексте, в некотором отрыве от общероссийской проблематики. Уже в самом названии — Дальний Восток — содержится отсылка к отдаленности этой территории от центральных областей страны. Тем не менее мир давно вступил в период глобализации, когда географическая отдаленность перестала играть столь существенную роль.

История развития Дальнего Востока в советский период, не говоря уже о более ранних временах, сформировала образ региона как своего рода «переднего края» страны. Края прекрасной и суровой природы, который необходимо осваивать прежде всего в силу политической и военной необходимости. Экономика в развитии Дальнего Востока также была подчинена этим соображениям.

Подъем промышленности региона в советское время концентрировался на нескольких ключевых направлениях. Это, прежде всего, рыбная отрасль, топливно-энергетический комплекс, а также предприятия ВПК, судостроения и авиастроения. Такая специфика требовала особого отношения к безопасности — до 1992 года Владивосток был закрытым городом, запрещенным к посещению иностранными гражданами.

«Бурные девяностые» стали временем общенационального кризиса, который затормозил развитие региона и законсервировал его отраслевую структуру. Но после стабилизации 2000-х годов и начала периода геополитической нестабильности в 2014 году предельно остро встал вопрос о новой стратегии развития региона — особенно в контексте интенсивного развития Китая и стран АТР.  

В новых условиях возникает задача создать обновленный, более привлекательный образ региона, отражающий его место в российской и глобальной экономике. Он должен подчеркивать и сильные стороны этого края, и стремление в будущее.

Приблизить Дальний

Задача создания такого бренда решается не только и не столько при помощи рекламных мероприятий. Прежде всего, необходима разработка доктрины развития региона А затем — представление российскому и мировому сообществу результатов ее практического воплощения.

Вперед, к Большой Европе

Какие идеи могут лечь в основу этой доктрины?

Прежде всего, новый образ региона должен порвать с ошибочным, но устойчивым стереотипом о его «отдаленности», фактически противопоставляющий Дальний Восток «остальной» России. Этот стереотип сформировался не на пустом месте — тому виной и «лихие 90-е», и затянувшееся решение вопросов развития автотранспортной инфраструктуры, связывающей край с другими территориями. Однако сейчас он создает затруднения для развития, а в потенциале — формирует угрозу национальной безопасности, давая почву регионалистским политическим концепциям.

Едва ли мы сможем отменить словарный географический термин «Дальний Восток». Но уже давно пора начать внедрять в публичное поле понятие «Восток России», гораздо более точно отражающее современную логику развития региона. Это наименование можно понимать и в символическом значении: восток — сторона восхода Солнца, символ обновления и начала нового исторического периода. Такое новое понимание миссии этой территории позволит уйти от ограниченных регионалистских и отраслевых подходов.

Не менее важно и понимание роли Востока России в глобальной экономике. Уникальные транспортные возможности региона позволяют говорить о сценарии построения Большой Европы, пространства развитых государств «от Лиссабона до Владивостока». В прошлом эта идея уже выдвигалась симпатизирующими России европейскими политиками —Жаком Шираком и Герхардом Шрёдером, однако события вокруг Украины и санкции ЕС пока заморозили ее реализацию.

Однако даже политики не в силах отменить технический и экономический прогресс. Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион нуждаются в развитии экономических и транспортных связей. Дальний Восток является потенциальной «опорой» моста между ними.

Конкурент Суэцкому каналу

Логистические возможности Дальнего Востока уникальны. Крупнейшие порты региона, Владивосток и Находка, обеспечивают перевалку грузов на автомобильный и железнодорожный транспорт, который может доставлять их на территорию европейской части России и далее, в страны ЕС. А из этих портов морские суда могут следовать в европейские по Северному морскому пути — с этим расчетом и создавалась программа его модернизации. Это альтернативное традиционному (через Суэцкий канал) морскому маршруту транспортировки направление позволяет доставлять грузы из Китая в Европу в два раза быстрее.

Таким образом, Восток России может уже сейчас внести весомый вклад в построение Большой Европы и укрепить связи между полюсами развития мировой экономики. Можно допустить, что активное использование новых транспортных коридоров изменит и геополитическую ситуацию.

Особую роль для глобального позиционирования России играет Дальневосточный международный экономический форум, проходящий во Владивостоке, — фактический преемник саммита АТЭС 2012 года. Его площадка оптимальна в транспортном, статусном и инфраструктурном отношении для лидеров государств и глобальных корпораций Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще один ресурс — туризм. Камчатка — полуостров с красивейшей уникальной природой и животным миром. Развитие туристической инфраструктуры полуострова и региона в целом откроет миру совершенно новую Россию.

Позитивные изменения в жизни края, приводящие к повышению его роли в общефедеральной политике, уже начались. Это запуск территорий опережающего развития с льготным налоговым режимом, введение в порту Владивосток режима порто-франко, успешно проходящий в Госдуме законопроект о передаче крупных участков земли в собственность россиянам, желающим переселиться на Дальний Восток.

Но эти тенденции нужно закрепить и усилить. Сделать это позволит только создание нового образа Востока России как неотъемлемой части нашей страны и региона глобальной Большой Европы.